Православная вера и профессия юриста | Юристы в Москве


 

Православная вера и профессия юриста

(размышления о самом главном)

Недавно мне пришлось беседовать с одним из своих клиентов, чьи интересы я представлял в районном суде, по гражданскому делу об определении порядка общения с ребенком. Дело тянулось давно и стороны (бывшие супруги) уже обменялись взаимными претензиями и упреками по самому широкому спектру проблем, связанных с воспитанием, оздоровлением и обучением сына. За несколько месяцев мы, кажется, обсудили в суде буквально все: каков должен быть график встреч отца с ребенком; кто водит мальчика в бассейн, кто учит с ним уроки, к каким педагогам и врачам, и даже в какие театры ребенка следует водить, как его необходимо кормить… По решению суда уже была проведена психологическая экспертиза детско-родительских отношений, затребовано медицинское заключение о состоянии здоровья, органами опеки были проверены жилищные условия обоих родителей, их доходы и моральный облик. Короче говоря, дело было рассмотрено, что называется, всесторонне, в строгом соответствии с процессуальными правилами, насколько хватило кругозора у истца и ответчика (и терпения – у судьи). Только мне почему-то все время хочется взять термин «всесторонне» именно в кавычки, в дальнейшем поймете, почему.

Каждое судебное заседание по этому делу проходило в крайне напряженной обстановке и часто напоминало митинг. Многочисленные свидетели с обеих сторон старались перекричать друг друга, а бывшие супруги, которые являются еще и родителями (а бывших родителей не бывает), как мне показалось, просто сводили друг с другом счеты на нанесенные обиды. Для меня уже было очевидным, что законные права и интересы мальчика в этом случае вторичны, а его мама и папа просто выясняют отношения, которые не успели, видимо, до конца выяснить в период супружества.

И тогда, во время доверительной беседы, я спросил своего клиента о том, крестили ли они своего сына и кто из родителей ходит с ним в церковь. Не стану описывать реакцию своего клиента, она, как мне кажется, предсказуема. Были бы истец и ответчик православными людьми, не было бы этого судебного процесса, скажу больше, не было бы разрушения семьи, не пришлось бы мальчику и его родителям испить до самого дна горькую чашу семейных раздоров, крушения жизненных устоев.

Но наш разговор о православной вере и профессии юриста мне хотелось бы начать с другого. Представьте на минуту, что в зале судебных заседаний по уже упомянутому гражданскому делу кто-то предложил отрегулировать в судебном порядке не только повседневную жизнь ребенка, но и процесс его духовного становления, воспитания в духе ценностей православной веры. Полагаю, что представители сторон просто не поняли бы такого требования (видел я их глаза, слышал их речи). Во всяком случае, мне все эти месяцы постоянно хотелось именно таким образом изменить ход судебного заседания, но я не рискнул, побоялся прослыть «белой вороной» в среде практикующих юристов, не посчитал возможным отступить от привычных рамок рассмотрения такого рода судебных дел. Да и доверителю моему, судя по всему, это вовсе не требовалось. За пятнадцать лет юридической практики мне не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда какая-либо из сторон судебного процесса просит определить порядок совместных действий бывших супругов, направленных на православное воспитание общего ребенка. Видимо, происходит это по очень простой причине: у истинно верующих людей такого рода проблемы просто не возникают, они не разводятся и не пытаются потом в суде вершить судьбы своих детей. А остальным обсуждать эти проблемы просто не приходит в голову, для них важнее, кто будет водить ребенка в бассейн… И этих «остальных», к сожалению, большинство. И ведь именно эти люди чаще всего становятся клиентами юриста. Значит ли это, что практикующий юрист, являющийся глубоко верующим, православным человеком, не должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности новозаветными заповедями, советами Святых Отцов, правилами поведения, установленными Святой Церковью? Именно этой важной теме я намерен посвятить несколько статей, которые будут размещены на нашем блоге. Отклики на размещенные материалы хотелось бы получать прежде всего от коллег, практикующих юристов. Сегодня же разговор пойдет о православном понимании труда, в том числе, труда юриста, а также об опасности греха сребролюбия.

Портрет преуспевающего юриста известен большинству людей, которые когда-либо сталкивались с представителями этой профессии: хронические занятость и усталость; запущенный «синдром менеджера»; привычные стрессы, ставшие образом жизни; некоторые привычки, свойственные обеспеченному человеку и несовместимые со здоровым образом жизни; профессиональное отсутствие каких-либо моральных принципов и стремление к обогащению любой ценой; привычка решать возникающие проблемы преимущественно с помощью денег; гипертрофированное чувство самодостаточности и завышенная самооценка; постоянное стремление к лидерству (преимущественно за счет внешних эффектов и признаков благополучия); практически полное отсутствие стремления к поиску смысла такой жизни по причине ее обеспеченности и кажущегося удобства. Парадокс в том, что кто-то, прочитав перечень этих характерных признаков, позавидует, а кто-то, может быть, пожалеет человека, живущего такой жизнью. И еще, такие размышления приходят в голову, когда человек уже чего-то добился, когда он состоялся, как профессионал, то есть, когда он уже успел пожить той обеспеченной жизнью, о которой сказано выше. Но главным критерием, от которого целиком и полностью зависит восприятие в этом случае – является ли человек истинным верующим христианином.

Если говорить об обществе в целом, то сребролюбие, любовь к деньгам, культ материальных ценностей – знаковые искушения для современного человека, причем независимо от его профессии. Именно потребление следует считать культом, своеобразным идолом для большинства наших современников. Но ведь это не только потребление материальных благ, удовольствий, развлечений. Это еще и привычка к душевному комфорту, основанному на сытости, удовлетворенном тщеславии, сознании своего превосходства над другими людьми, злорадстве по поводу неудач окружающих тебя людей, всепоглощающем эгоизме и так далее. Почему же именно сребролюбие мы считаем причиной всех этих искушений? Ответ, как нам представляется, прост: всякое из этих искушений требует финансовых средств. Культ денег настолько вошел в повседневный быт, что курс валют является обязательной новостью, которую передают каждый час по радио наряду с прогнозом погоды. В голову каждого из нас регулярно и целенаправленно вдалбливают, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты — неудачник. Вспомните, чем наполнены страницы разных людей в социальных сетях? Какие фотографии и новости там размещены? Чем в первую очередь спешат поделиться друг с другом друзья детства, которые не виделись много лет? На фотографиях вы видите престижные автомобили и дорогие горнолыжные курорты, экзотические пляжные пейзажи и сцены ресторанных застолий. Примерить эту тенденцию к людям, избравшим профессию юриста, очень просто. Нужно только в несколько раз увеличить указанную выше зависимость, умножить степень подверженности перечисленным выше пагубным страстям на количество возможностей обогащения, которыми, безусловно, располагают опытные юристы, обладающие, как уже отмечено, не только надлежащим образованием, но и предрасположенностью к этой профессии, и у вас получится именно тот обобщенный образ, который мы уже описали выше.

На основе чего юрист, являющийся истинно верующим, православным человеком, должен формировать в себе отношение к греху сребролюбия и пороться с упомянутым искушением? Прежде всего, на основе знаний новозаветных заповедей, Священного Писания, советов Святых отцов и установлений Святой Церкви Христовой. Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол). В писании сказано, что «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству. Духовные ценности постепенно перестают существовать для человека, который целью своего существования считает служение материальным благам. Его душа наполняется другим содержанием, помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют места для духовного. Не случайно сказано, что «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).

Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным, причем заняты много лет, практически всю жизнь? Если правильная оценка греха сребролюбия стала доступна для человека уже в преклонном возрасте? Если человек многого добился и разбогател задолго до своего духовного прозрения? Разумеется, это не значит, что легко спастись нищему, бедному человеку. Нищета ведь тоже порождает многочисленные пороки: зависть, уныние и т.д. Но в Евангелии сказано именно о трудностях спасения для богатого. И из истории Святой Церкви видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. То есть, неимущих христиан во все времена было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры…

Между тем, противоречий между уровнем достатка и принадлежностью человека к христианской вере не существует: нельзя примитивно толковать этот вопрос, основываясь лишь на цитатах из Евангелия, вырванных из контекста. Главное правило в этом случае, по нашему мнению, заключается в том, что не богатство само по себе является грехом, а отношение к этому богатству. И применять это правило на практике не так сложно, если постоянно помнить, что все, что дает нам Господь, в том числе и наше богатство, нам не принадлежит и что все мы — лишь временные управители, приставники над всем этим, поскольку все это – Божие. Из этого следует, что долг каждого истинного христианина — вернуть то, что нам дано Господом Богом, но не просто вернуть, а вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души. В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями. В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут». В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетленные. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это не так непросто, поскольку жизнь в роскоши целиком и полностью поглощает его, становится привычной (к хорошему, говорят, быстро привыкаешь, только к хорошему ли?), делает нечувствительным к чужой боли. Только вот нам кажется весьма спорным расхожее утверждение по поводу того, что человеку, не испытавшему, что такое бедность, сложно понять голодного и обездоленного (помните, «Сытый голодного не разумеет».). Разве не встречались вам очень богатые люди, начинавшие свой жизненный путь в нищете, которые именно по этой причине не только не способны сочувствовать и сопереживать, но и умышленно ограждают себя от любых контактов с человеческими бедами и страданиями? Разве нет в вашем окружении разбогатевших бывших друзей и даже родственников, которые принципиально прекратили все отношения со своими менее удачливыми знакомыми именно потому, что стремятся любой ценой оградить себя и своих близких от необходимости сострадать, оказывать помощь, жертвовать и вообще думать о чем-либо, кроме собственного материального блага, удовольствий и развлечений? Ведь у богатых и преуспевающих людей часто вырабатывается не просто негативное отношение, но просто ненависть к тем, кто обращается к ним за помощью и содействием, они оберегают нажитое и стараются сохранить свое богатство любой ценой.

Видимо, дело не в том, какой ценой добыто богатство, а в том, какими глазами человек смотрит на мир, чем наполнена его душа, есть ли в этой душе место для Господа Бога, его заповедей, Евангельского учения? К чему этот человек стремится, к временным удовольствиям в этой бренной жизни, или к вечному блаженству после завершения земного существования?

Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти, размышляя над обозначенной проблемой в серии статей под общей рубрикой «Православная вера и профессия юриста». Мы не боимся ошибочных и спорных выводов и заключений, поскольку, согласитесь, тема-то очень сложная и многогранная, находящаяся на стыке юриспруденции, богословия, истории Православной Церкви, социальной психологии… Но именно методам проб и ошибок, как нам представляется, можно в этом случае не только найти рецепты от проблем, с которыми сталкивается почти каждый, активно практикующий, юрист, но и извлечь пользу для своей собственной души, подняться над житейскими проблемами на такую высоту, откуда все упомянутые проблемы покажутся мелкими и малозначительными. Очень надеемся, что в этом стремлении мы не одиноки и что кто-то захочет вместе с нами поразмышлять, примерить на себя, извлечь пользу для своей бессметной души.

Да благословит всех нас Господь Бог!

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, звоните по телефонам в Москве:  + 7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20,7(905)7448084. У вас будет возможность обсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. Мы будем благодарны также за любые отклики на эту статью и надеемся на ее активное обсуждение, поскольку тема показалась нам актуальной.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

На главную →  Прочитать сначала

Реклама
Comments
10 комментариев to “Православная вера и профессия юриста | Юристы в Москве”
  1. Олег:

    Очень хорошая статья. Я сам из Ялты, но статья написана как будто про меня. Работаю юристом 15 лет, а только сейчас понял, слава Богу, как нужно относиться к деньгам, своей профессии, да и вообще к жизни. Но понять мало. Трудно быть православным юристом (на деле, а не на словах) в реалиях нашей работы. Для начала решил прекратить порочную практику «решения вопросов» в судах. Самое интересное, я не стал меньше зарабатывать, просто появились другие клиенты с другими проблемами. Стараюсь решать проблемы клиентов, в первую очередь, мирным путем, и это действует. Искренне желаю, чтобы православных юристов, врачей, учителей, электриков и т.д. становилось больше и в России и в Украине.

  2. Екатерина:

    Спасибо за статью. Я начинающий юрист, православная, и только начав работать мне «открыли глаза» на то, как юрист должен «решать» проблемы клиента. Эти методы совсем не сответствуют учению православной Церкви. Мне показалось, что юристу спастись невозможно.
    У меня даже нет у кого спросить, может ли юрист работать нормально (выживет ли он в условиях конкуренции) без приминения способов «решения» проблем, которые практикуют 90% юристов страны, и без которых (как они говорят) работать невозможно в условиях нашего государства. Надеюсь только на Божью помощь.

  3. Сергей:

    Душеполезная статья. Получить юридическое образование изначально в основном стремились люди, душа которых стремилась к справедливости. В советские времена мы в силу атеистического воспитания не могли признаться себе, да и понять наверное, что это тяга к вселенскому добру, христианской любви. А что получилось после получения диплома юриста? Трудно было без христианских наставников (просто их не было рядом) правильно выбрать профессиональный путь. Сейчас я понимаю, что не имел «стержня» православной веры, которая дает человеку правильный вектор в жизни. Очень важно, чтобы и окружение — родственники, супруга поддерживали эту христианскую направленность твоего бытия, иначе конфликты на почве отношения к маммоне неизбежны. Ну, родителей не выбирают, а супруга необходимо выбрать с уже сложившимися христианскими ценностями. Уверен, что если в жизни следовать христианским принципам, то все получишь — и необходимые материальные блага тоже.
    Сейчас нарождается движение православных юристов, врачей и иных видов деятельности. Это прекрасно. Например, много страдают людей в операциях с недвижимостью в связи с недобросовестностью риелтеров, строителей. Если в этой среде возникли православные предприниматели на деле доказавшие, что можно работать честно и не завышая стоимости своих услуг, то выигрыш был бы всеобщим. Как много людей хотело бы вложить свои кровные в надежное дело, с гарантией честности православного партнера. Во многом наша экономика тормозит и от того, что в ней практически нет места православным устоям, принципам, да правильнее сказать веры. Боюсь, что под рекламу православной предпринимательской деятельности влезут и мошенники, как это часто бывает, когда какой-то новый бренд привлекает внимание широкого потребителя. Наверное гарантия этого — «крыша» епархии . Даже самому смешно стало — как мы привыкли к бандитским аналогиям в речи. Если предпринимательская деятельность осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, объединенными в ассоциацию православных предпринимателей, то наверное это какая-то гарантия для потребителей. На память приходит дореволюционное «честное купеческое слово». Да, были на Руси устои православные и в экономике. Есть и более одиозный пример расцвета православного общества — тысячелетнее процветание Византии. Но так уж устроен человек, что видимо у него не хватает сил долго придерживаться божественных канонов. Отсюда спады и подъемы общества. Нет вечного двигателя. Должны быть люди постоянно генерирующими тягу к вере в Бога, поддерживающими огонь, согревающим своим божественным теплом окружающих. В наше время, да и прежде, это была христианская любовь, как внешнее проявление торжества веры в Бога — это и есть генератор всеобщего благоденствия! Наша страна сейчас в начале возрождения православного общества и неблагоприятный период провозглашенной цикличности развития нашего бытия еще грядет не скоро, так что братии и сестры не будем пребывать в унынии, ибо грех это. Всех с надвигающейся весной — проявлением определенного Богом расцвета всего сущего на земле, надеюсь и в обществе людей.

  4. Александр:

    Очень приятно что такие вопросы подымаются.
    А у меня вопрос о работе судьи, каким он должен быть в наше время и
    кого возможно поставить ему в пример?
    Рад буду, если эта тема найдет интерес и отзывы.

    • Фамилин Имян Отчествович:

      Конечно же это Христос, но не стоит спешить… Мол тогда всех преступников простить, отпустить нужно, ведь Христос есть Любовь, а любовь долго терпит и т.д.. Однако судия истинный не милостивый, судия истинный не карающий, судия истинный любящий, любящий преступника как самого себя, кого-то из любви нужно помиловать, а кого-то из той же любви покарать, наверное главное, чтобы всё это происходило будто над собой, будто себе преступнику приговор выносится . . .

  5. Добрый вечер.
    Есть отличный форум на kozhuhovo.com для жителей района Кожухово на востоке Москвы.
    Однако на данный момент существует нарушение законодательства нашей страны.
    Просьба повлиять на владельцев и администраторов домена. Необходимо закрыть или переименовать тему форума на домене kozhuhovo.com, связанную с его Святейшеством Патриархом нашей Русской Православной Церкви Кириллом.

    Нарушение ФЗ на форуме Кожухово. Статья 148 УК РФ п.1

  6. Статья хорошая, всё правильно раскрыто, радует, что есть небезразличные люби к данному вопросу, юристы должны помогать обществу. Для того чтобы отчасти облегчить, понимание законов гражданам, я создал свой блог юридической помощи http://jurist-help.blogspot.ru/ я тоже готов, помочь всем желающим по многим юридическим вопросам, обращайтесь. Все мы люди и должны жить, мирно помогая в трудной ситуации, друг другу, а православные ценности это лучшая предпосылка к взаимопомощи и поддержи.

  7. Любовь:

    Думаю, что ключевое слово по обсуждаемой теме это Честность, и оно применимо ко всем профессиям. Быть честным юристом ни легче и не сложнее чем быть честным врачем или учителем. А вот с бизнесом все значительно сложнее, потому как главная категория это выгода, причем в чистом виде материальная. Поэтому главное знать, помнить и поступать вот так: «Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».
    Спасибо автору статьи за такие правильные мысли и за напоминание о самом важном.

  8. Фазиль Искандер: «Если бы самые идеальные законы автоматически ограничивали аморальные
    поступки человека, от этого могла бы захиреть совесть, разгруженная законами.
    И не устремится ли тогда бессовестность человека в такие области, куда не может
    проникнуть никакой закон?»

  9. Gelo:

    Хорошая статья, но к сожалению автор лукав, красиво излагает, но в работе применяет как ложь, так и оговоры людей, не гнушаясь при этом ни какими методами. (может договорившись не выполнить обязательства, написать лживую жалобу. и т.д) Знаю не понаслышке. Так он действует и в отношении меня. Жаль… ( к сожалению, можно пройти один раз искушение серебром, а на второй раз впасть в это искушение, и забыть все принципы христианства)
    Но всем нам Бог судья!!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

  • Статистика блога «ПРАВОВЕДЫ»

%d такие блоггеры, как: